Рустэм Хамитов выступил на IV Съезде муниципальных образований Башкортостана

14 декабря во Дворце культуры «Нефтяник» Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на IV Съезде муниципальных образований республики. На конференции обсуждались вопросы развития института местного самоуправления.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые друзья!

Во-первых, я поздравляю вас с началом сегодняшнего IV Съезда муниципальных образований Республики Башкортостан. Во-вторых, я рассматриваю нашу встречу как хорошую возможность «сверить часы», уточнить приоритеты в такой важной и сложной работе, как становление местного самоуправления, обсудить проблемы и наметить пути их решения. За последние полтора года у нас фактически обновился депутатский корпус на местах, у нас появились новые руководители в муниципалитетах. Это говорит о том, что в целом идет динамичная работа, идет обновление кадрового потенциала, продолжается наработка новых предложений по развитию нашего общества.

Перед республикой стоят амбициозные цели. Мы должны уверенно закрепиться в числе наиболее динамично развивающихся регионов-лидеров. У нас есть хорошие шансы «уйти в прорыв» в конкурентной гонке территорий. Сначала по отдельным направлениям, а затем – и в целом. Республика у нас сильная, мощная, экономически развитая, и мы обязаны закрепиться в числе сильнейших. Основания для оптимизма у нас есть. Башкортостан показывает хорошую динамику развития. По результатам этого года по объему валового регионального продукта республика перейдет рубеж в триллион рублей. Мы ожидаем рост инвестиций в основной капитал на уровне 30% по сравнению с прошлым годом. Успешно решаем задачи по запуску новых высокотехнологичных производств, крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие наукоемкого сектора экономики, агропромышленного комплекса. Несмотря на засуху, наши аграрии собрали достойный урожай, решили задачу обеспечения продовольственной безопасности нашей республики.

Как и в любом обществе, в стране и в республике есть проблемы. В том числе мы их наблюдаем и на муниципальном уровне. Честно признаем – местное самоуправление только начинает по-настоящему осваивать ту роль, которая отводится ему в экономической и социальной политике. У нашей страны нет большого исторического опыта в этой области. Ни в царской России, ни в советское время не было развитого местного самоуправления, например, в европейском его понимании. Были лишь отдельные его элементы. Фактически граница между местной и государственной властью была и остается весьма условной.

Такое восприятие ситуации популярно до сих пор. В обществе нет понимания, что муниципалитет – это не государственная структура, не продолжение государственной власти на местах, а отдельный самостоятельный уровень власти, институт народного самоуправления. По инерции многие граждане и даже должностные лица продолжают ошибочно считать местное самоуправление продолжением государственного аппарата. Главная причина здесь – финансовая зависимость муниципалитетов от государства. Из-за недостаточного финансирования муниципалитеты сегодня не имеют возможности проводить самостоятельную политику на своих территориях, наводить порядок, обустраивать населенные пункты, создавать комфортные условия жизни для людей.

Вы знаете, что в прошлом году я провел серию совещаний, встретился на местах с сидящими в зале главами сельских поселений. Со всеми мы встречались, подробно обсуждали проблемы, которые у нас есть. Везде у нас состоялся доверительный разговор, вы меня «погрузили» в те вопросы, которыми живут сельские администрации. Это правильно и хорошо, но проблем много: это «лихорадка» от постоянного внесения изменений в 131-й Федеральный закон, отсутствие должного материально-технического обеспечения, низкий уровень заработной платы и по этой причине «кадровый голод» и недостаточная квалификация муниципальных служащих, имущественные и земельные споры, проблемы с водоснабжением, газификацией, строительством дорог, утилизацией твердых бытовых отходов. Все эти вопросы мы обсуждали гласно. Спорили. Вы предлагали решения, часть из которых мы приняли в работу.

Что главное? Нам необходимо увеличивать доходы местных бюджетов. Пока многие из них более чем на 70% формируются за счет республиканских ресурсов. Для принятия системных мер по исправлению ситуации во всех районах и городах разработаны комплексные программы социально-экономического развития до 2015 года. Сегодня эти документы начинают играть роль своеобразных планов по повышению финансово-экономической самодостаточности территорий за счет расширения налоговой базы, привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, наращивания промышленного и сельскохозяйственного производства.

В республике принимаются меры по укреплению местных бюджетов за счет перераспределения налогов, поступающих в республиканский бюджет. В течение последних лет приняты решения по установлению единых нормативов отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых, патенту, а также налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения в размере 50%.

В текущем году эта работа продолжилась. Мы ее не останавливали и будем продолжать. Дополнительно внесены изменения в законодательство, определяющие передачу на уровень муниципалитетов всех налогов от малого бизнеса. Мы приняли закон о передаче со следующего года налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения, в бюджеты городских округов – в размере 10%, в бюджеты муниципальных районов – в полном объеме. Дополнительные доходы местных бюджетов от этого налога оцениваются более чем в полмиллиарда рублей. В совокупности отчисления в пользу местных бюджетов почти на миллиард рублей превышают нормативы, установленные Бюджетным кодексом. Отмечу, что мы на своем республиканском уровне в отношении муниципальных районов уже выполнили первоочередные задачи по передаче основной массы налогов от малого бизнеса, о которых заявил Президент России Владимир Владимирович Путин два дня назад в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Кроме того, мы предоставляем дотации на выравнивание, субвенции на выполнение переданных государственных функций. Устанавливаются дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от федерального налога на доходы физических лиц. Приоритетные расходные обязательства муниципальных образований софинансируются за счет республиканского бюджета. В целом на оказание финансовой помощи муниципалитетам направляется треть республиканской казны. Такую поддержку мы продолжим и дальше. С другой стороны, эта помощь отчасти закрепляет сложную ситуацию, когда почти все муниципальные образования, за исключением Уфы и Салавата, являются дотационными. Кроме того, здесь есть еще один важный негативный момент. Сегодня главы поселений стремятся к минимизации собственных полномочий. Они передают их на уровень муниципальных районов, оставляя лишь управленческие расходы без реальных функций. Понимаю, что на уровне поселений нет ресурсов, нет денег, нет кадров. И зачастую они вынуждены осуществлять такаю передачу полномочий муниципалитетам. Но это порождает иждивенчество. Если мы работаем в части реального усиления самостоятельности муниципалитетов, то не надо заниматься «встречным движением». Мы передаем полномочия и бюджеты «вниз» на уровень муниципалитетов, а сельские поселения наоборот поднимают их «вверх». Надо разобраться с этой ситуацией и пообсуждать ее сегодня на Съезде.

Важным шагом стал переход Фонда социальных целевых программ к передаче на места полномочий распределения средств. Как вы знаете, в этом Фонде аккумулируются ресурсы, которые перечисляют крупные предприятия, благотворительные организации для развития социально-экономического благополучия наших муниципалитетов, сельских поселений. Решение о распределении ресурсов, выполнение первоочередных задач будет теперь приниматься местными фондами, которые созданы у нас практически во всех муниципалитетах. Теперь у вас появляется больше свободы в определении приоритетов своих расходов. Главное требование – обоснованность этого выбора, добросовестное и качественное выполнение обязательств.

К повышению финансовой устойчивости муниципальных образований должно привести и сокращение неэффективных расходов. Они у нас еще достаточно велики и оцениваются в большую сумму, в 6 миллиардов рублей. Безусловно, нам надо активнее заниматься сокращением неэффективных расходов. Десятую их часть, или более 600 миллионов рублей, занимает статья «Организация муниципального управления». А ведь это деньги, которые могли быть направлены на укрепление материальной базы муниципалитетов, повышение заработной платы их работников.

Следующая задача, в части наполнения наших бюджетов – это наведение порядка в управлении земельными ресурсами. Пока здесь – множество острых проблем. Это и конфликтные ситуации в использовании паевых сельскохозяйственных земель, перепродажа земельных участков всякого рода перекупщиками. Наиболее значимый вопрос, требующий оперативного решения, – первоочередное предоставление земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющих детей-инвалидов. В муниципалитетах зачастую затягиваются сроки проведения работ по территориальному планированию, разработке проектов развития территории, межеванию земли. В республике выявлено более 75 тысяч земельных участков площадью около 300 тысяч гектаров, используемых без юридического оформления. В муниципальной собственности находится 3 тысячи земельных участков общей площадью около 40 тысяч гектаров, право пользования на которые до сих пор не оформлено. Сегодня порядок выделения земельных участков под жильё – самое «узкое» место в развитии жилищного строительства. С начала этого года вступила в силу норма федерального закона, которая запрещает выделение земельных участков под строительство при отсутствии всей необходимой документации. В этом плане мы, к сожалению, отстаем. Всего 208 из 818 сельских поселений обеспечено генеральными планами. При этом Градостроительный кодекс требует, чтобы работы по оформлению оплачивались из бюджета сельского поселения. Но в бюджете этих денег нет! Предлагаю депутатам Государственного Собрания – Курултая республики выступить с законодательной инициативой об определении механизма финансирования этих расходов с участием федерального и регионального бюджетов, а также с привлечением внебюджетных источников.

Важнейшей задачей является укрепление экономики муниципалитетов за счет грамотной инвестиционной политики. Эта работа проводится по всей территории республики. Я надеюсь, что нет ни одного руководителя, который не хотел бы прихода инвесторов к себе в район или сельское поселение. Успешная работа проводится во многих наших районах, во многих наших территориях. Сегодня реализуются крупные, масштабные, иногда супер-гигантские инвестиционные проекты, начались стройки крупных агропромышленных предприятий. Накануне мы осмотрели в Альшеевском районе новое большое предприятие «Башкирский бройлер», которое уже фактически приступает к функционированию. Строятся крупные свинокомплексы в Благоварском, Буздякском, Чишминском районах. Возводятся новые предприятия в башкирском Зауралье. Там тоже начинается хорошая, интересная работа, которая идет по всей республике. В Илишевском районе приступают к строительству завода по переработке, и таких примеров много. В ходе реализации этих проектов планируется создать тысячи рабочих мест. Обеспечить рабочими местами сельское население непросто, но нам обязательно это нужно делать. Иначе, как вы понимаете, нас всех ожидают сложности. В некоторых районах эта работа «пробуксовывает». Я понимаю, что влияет географическое положение, удаленность от дорог, но все равно надо постоянно трудиться, чтобы инвесторы шли к нам и создавали предприятия. Поэтому мы формируем институт инвестиционных уполномоченных. Я надеюсь, что они станут связующим звеном между властью и бизнесом. Кроме того, большие возможности для развития частно-государственного партнерства, помимо запуска новых производств, предоставляют такие направления, как экологическое обновление промышленных территорий, их рекультивация, переработка твердых бытовых отходов, развитие сферы услуг, придорожного сервиса, туризма. Наша с вами задача – вовлечь людей в экономическую жизнь! Чтобы их отвлечь от обычных просьб: «помогите», «сделайте», «решите», «дайте». Нам надо вовлечь людей в экономику, чтобы они привыкали самостоятельно трудиться. Это тяжело сделать. Наверное, это самая сложная задача, которая стоит перед нами и, тем не менее, ее нужно активизировать, нужно заниматься ею. Надо обучаться методам организации частно-государственного партнерства. Для этого есть разные программы, в том числе и дистанционные. Опыт некоторых территорий показывает, что правильно выстроенный механизм такого партнерства – реально работающая вещь.

Уважаемые делегаты!

Мы должны решать главную задачу местного самоуправления – вовлечение людей в решение местных вопросов. Оптимальный механизм для этого – организация территориального общественного самоуправления – ТОС, вы знаете эту аббревиатуру. Эти организации должны быть созданы повсеместно, начиная с села, с опорой на инициативу граждан, желание самостоятельно решать имеющиеся проблемы. В республике уже работают более 500 таких организаций. Наиболее успешные из них действуют в Ишимбае, Бирске, Сибае, Ермекеевском и Мишкинском районах. ТОСы вплотную занимаются такой социально значимой работой как профилактика правонарушений, борьба с алкоголизмом, помощь ветеранам, молодежный досуг, благоустройство. В ряде субъектов есть успешные примеры грантовой поддержки территориального общественного самоуправления. С июля этого года мы также начали проводить эту работу. Законодательно закрепили право ТОСов, созданных в форме некоммерческой организации, на получение государственной поддержки. Чтобы этот механизм действительно заработал, считаю необходимым принять комплексную программу по развитию территориального общественного самоуправления. Поручаю Администрации Президента подготовить соответствующее предложение и документ.

Еще одна задача – повышение эффективности кадровой политики. Важно, чтобы на местах работали профессиональные менеджеры, экономисты, умеющие выстраивать работу с инвесторами, малым бизнесом. Владеющие современными технологиями управления и планирования развития территории, широким кругозором, умением работать в единой команде. Высокие требования к органам местного самоуправления, напряженный режим работы, большая ответственность при относительно низкой зарплате, снижают привлекательность муниципальной службы, особенно в сельских поселениях. Сегодня сюда зачастую приходят люди без управленческого опыта, достаточных экономических знаний, общей культуры. В развитии кадровой политики у нас создается неплохой задел. Мы взяли курс на повышение эффективности всей системы работы с управленческими кадрами. Для этого собрали экспертов в кадровую комиссию при Президенте республики, утвердили Концепцию кадровой политики в системе государственных органов и органов местного самоуправления. Мы работаем в части подготовки резерва управленческих кадров. Информационной и операционной площадкой для этой работы стал созданный портал «Государственная кадровая политика Республики Башкортостан». Сегодня система подготовки управленческих кадров охватывает не только республиканский, но и местный уровень власти. При формировании Государственного заказа по обучению государственных гражданских и муниципальных служащих мы сделали акцент на профессиональную подготовку глав сельских и городских поселений. Мы поставили перед собой задачу, чтобы каждый управленец, государственный и муниципальный служащий в обязательном порядке раз в год проходил курс повышения квалификации по современным управленческим и кадровым технологиям. Мы придаем большое значение разворачивающейся системе электронного обучения. В идеале 80% людей, работающих в Республике Башкортостан, ежегодно должны проходить повышение квалификации. Но для этого надо владеть навыками работы с компьютерами, с электронной техникой. У нас, к сожалению, есть руководители, которые не умеют пользоваться компьютером. Если мы говорим об электронном документообороте, о муниципальных услугах в электронном виде, то руководители и специалисты муниципалитетов, сельских поселений обязаны быть с современной техникой на «ты». Башкирской академии государственной службы и управлении нужно активнее заниматься их подготовкой и переподготовкой в этой сфере. У нас в скором времени будет реализована концепция создания электронного Правительства, у нас реализуется важный проект «Открытая республика». Все это предполагает владение современными информационными технологиями. Не надо ничего стесняться, наоборот, надо учиться! Это ускоряет процессы, создает нужную динамику, дает возможность работать открыто.

Эти информационные системы направлены, в том числе, на совершенствование механизма предоставления государственных и муниципальных услуг. Будет организовано информационное взаимодействие органов власти всех уровней. Мы уже начали открывать многофункциональные центры предоставления услуг. В будущем году планируется открыть новые офисы в Стерлитамаке, Белебее, Нефтекамске, Белорецке. А в 2015 году такие многофункциональные центры будут работать по всей республике, во всех муниципальных образованиях. Люди должны уметь пользоваться этими сервисами. Мы должны научить всех служащих работать по-новому, использовать для удобства людей возможности современных технологий. Сейчас люди за каждой справкой едут в райцентр. Поверьте, пройдет еще 4-5 лет, и эта работа перейдет в электронный формат по всей территории республики. Поэтому вы должны показывать пример такой работы. И не только показывать, возможно, придется и учить людей тому, как работать в виртуальном пространстве, используя компьютерную технологию. Необходимо разработать республиканскую программу по внедрению электронного документооборота на муниципальном уровне.

Задача, требующая оперативного решения, – наладить эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с контрольно-надзорными структурами. Мы с вами подробно и детально обсуждали эту тему. Только за первое полугодие этого года органы прокуратуры проверили муниципальные образования около 7 тысяч раз. Далее по частоте проверок и количеству предписаний идут МЧС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, ГИБДД. В последнее время увеличилось количество проверок органов местного самоуправления со стороны Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Всего на муниципальные образования пришлись более 8 тысяч проверочных мероприятий и предписаний, или фактически «полторы» проверки в месяц на одно муниципальное образование. Понятно, что контрольно-надзорные органы действуют в соответствии с законодательством, которое предписывает осуществлять им такую деятельность. С другой стороны, мы тоже должны быть грамотными людьми, понимать, где и в чем нас проверяют, какие области нашей работы являются наиболее уязвимыми? В конце концов, если это нужно, находить контраргументацию, чтобы что-то доказать контрольно-надзорными органам. Почти половина всех проверок завершается наказанием. Их количество за первое полугодие составило около 3 тысяч. Сумма наложенных штрафов на должностных лиц и органы местного самоуправления достигла почти 9 миллионов рублей. Огромная сумма. Дошло до того, что за неуплату штрафа в отношении глав некоторых сельских поселений, например, в Дуванском районе, применяют административный арест. Конечно, мы не ставим под сомнение правомочность этих проверок. Но есть задачи, которые не решить за короткое время. Например, это касается постановки по решению судов гидротехнических сооружений на баланс сельских поселений. Ведь на регистрациюодного такого объекта необходимо как минимум 
2 миллиона рублей без учета затрат на содержание и капитальный ремонт сооружений. А у администрации нет денег на штраф в 50 тысяч, а не то, что на регистрацию такого сложного технического объекта. Эту ситуацию мы будем менять. Принято решение о создании при Президенте республики совещательного органа, который будет ежеквартально рассматривать результаты мониторинга контрольно-надзорной деятельности в отношении муниципальных образований, заниматься организацией их взаимодействия с контрольными органами. То есть эту работу я беру под свой личный контроль и буду проводить соответствующие совещания, обсуждения. Для того, чтобы не только разобраться в том, что происходит, мы понимаем, что сегодня ситуация совершенно не та, которая должная быть, но и помогать людям в ее преодолении. Помогать!

(Аплодисменты).

С одной стороны, защищая от бесконечных придирок, с другой стороны, повышая грамотность руководителей на всех уровнях. Иначе, этот вопрос уйдет глубоко и далеко, и мы не сможем «распутать» его в ближайшее время. Что касается нарушений, выявленных, например, прокуратурой в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, то они во многом справедливы. Это надо признать. Эти нарушения связаны с отсутствием опыта муниципального нормотворчества, зачастую низким уровнем квалификации муниципальных служащих. Так что нам тоже вместе с вами есть над чем работать. Здесь нужна системная деятельность по повышению правовой культуры муниципальных служащих, организации соответствующего обучения, проведения методических семинаров с участием представителей органов государственной власти.

Уважаемые друзья!

Люди должны чувствовать, что жизнь в их населенном пункте с каждым годом меняется к лучшему, будь то город, село или маленькая деревня. Мы принимаем меры для того, чтобы муниципалитеты почувствовали реальные перемены в части благоустройства. В прошлом году началась реализация программы модернизации наружного освещения населенных пунктов до 2015 года с объемом финансирования более полутора миллиардов рублей. Вы видите, собравшись сегодня на этот Съезд, как хорошо освещена улица Ленина. Это один из хороших примеров подготовки города к празднику. Мы в прошлом году обсуждали вместе с Иреком Ишмухаметовичем (И.И. Ялалов – глава администрации г. Уфы), как сделать город красивым к праздникам. Вроде что-то получилось. Но сейчас, проезжая, вижу, что здания стоят темными, мрачными. Дворец культуры «Нефтяник», в котором мы сейчас находимся, тоже мрачный, неосвещенный. То есть эту работу нельзя выполнять наполовину, надо делать ее по-настоящему. И такую же работу, я считаю, нужно делать в районных центрах, городах, не надо жалеть денег. Это не так дорого, просто требует хорошего, «светлого» подхода в прямом и переносном смысле, чтобы наши города и села были нарядными, красивыми. Для проведения работ по благоустройству территорий, ремонту дорог мы ежегодно оказываем помощь сельским поселениям в виде межбюджетных трансфертов на 400 тысяч рублей. Я думаю, что для вас, в первую очередь, для руководителей сельских поселений это совсем не лишние деньги. Когда я езжу по районам, встречаюсь с людьми, я спрашиваю: «Помогают ли эти деньги?» Люди отвечают, что помогают. Еще раз вас спрашиваю, нужно продолжать эту практику?

(Аплодисменты).

Спасибо! Станем чуть богаче, наша помощь тоже увеличится. Это будет уже следующим шагом. Прекращать эту работу мы не будем, мы «нащупали» правильное направление нашей совместной деятельности, поэтому будем только наращивать. В наших планах – разработка программ по ремонту сельских улиц, дорожному строительству, водоснабжению населенных пунктов. Вообще, я думаю, что водоснабжение – это самая главная задача, которую нам надо решать в муниципалитетах. Иногда не так важен газ, как нужна вода. В последние 3-4 года у нас были засушливые периоды, нет воды в колодцах, обмелели, высохли родники. Я знаю, что некоторым людям приходится ходить за водой очень далеко или даже жить на привозной воде. Поэтому программа водоснабжения должна быть самой главной, приоритетной, а потом уже идут вопросы газа или чего-нибудь другого. Понятно, что без воды никуда, это мы все хорошо знаем.

В прошлом году законодательно закреплено определение такого понятия, как «благоустройство территории», включающее целый комплекс мер – от проектирования до размещения и содержания объектов, которые облагораживают наши города и села, формируют комфортную и удобную среду для жизни. Установлена ответственность муниципалитетов перед гражданами за качество такой работы. При этом местные власти наделяются дополнительными полномочиями, чтобы быстро, без проволочек решать вопросы, требовавшие ранее многочисленных согласований.

Уважаемые коллеги!

Завершая свое выступление, хочу сказать, муниципалитеты – это «кирпичики», из которых построено само государство. Это власть, которая ближе всего находится к людям. Какими бы не были серьезными и масштабными проблемы, постепенно они решаются. Идет движение вперед и в этом – большая ваша заслуга, уважаемые главы муниципалитетов, главы сельских поселений. Многие из вас показывают пример высокого профессионализма, грамотной и системной организации работы на местах. Я назову только некоторых руководителей: глава Михайловского сельсовета Уфимского района Арсланов Дамир Габдулямильевич; глава администрации городского поселения город Баймак Бураншин Исмагил Ахметович; глава Емашинского сельсовета Белокатайского района Дунаев Виктор Иванович; глава Исимовского сельсовета Кугарчинского района Ишкуватов Артур Шарифьянович; глава Мичуринского сельсовета Шаранского района Корочкин Владимир Николаевич; глава Тюрюшевского сельсовета Буздякского района Мусина Рима Раисовна; глава Федоровского сельсовета Федоровского района Наумов Николай Гаврилович; глава Янгискаинского сельсовета Гафурийского района Фаизов Гаян Загретдинович и многие-многие другие. Собственно говоря, все вы, находящиеся в этом зале. Вы проявляете упорство, настойчивость, инициативу в решении стоящих перед вами задач. А они – очень важны, потому что связаны с реальной жизнью людей, их ежедневными запросами. Ваша «зона ответственности» – это работа, заработная плата, образование, здравоохранение, культура, благоустройство, безопасность. Это самые главные составляющие в жизни каждого человека. Сотни, тысячи больших и малых дел, за которыми нужно видеть общую стратегию и перспективы развития своих территорий. Спасибо вам за ваш самоотверженный труд!

(Аплодисменты).

Мы надеемся на поддержку наших начинаний со стороны руководителей муниципалитетов. Мы договорились, что вместе с вами работаем единой командой, что мы поддерживаем друг друга, помогаем друг другу. Точно так же, как вы проводите в жизнь наши идеи, наши решения, точно так же мы аккумулируем ваши предложения, стараемся их решать, «развязываем» сложные «узелки», которые у нас есть с вами в нашей совсем непростой жизни. Помогая друг другу, опираясь друг на друга, мы, конечно, сделаем большие дела. Я надеюсь, что наша республика будет развиваться еще динамичнее, чем сейчас.

Я хочу поздравить вас с наступающим Новым годом. 2012-й год был сложным, это был год выборов. А они всегда создают напряжение в обществе, «поляризуют» мнения, начинаются всякого рода провокации. Но мы этому не поддались, мы провели эти кампании солидно, взвешенно, серьезно. Мы – серьезные люди. У нас серьезная, мощная республика, так что нам все по плечу. Желаю вам удачи, успехов. Спасибо!

(Аплодисменты).

http://www.presidentrb.ru/rus/press_serv/novosti/48109.html

Яндекс.Метрика